В ведущим информационном и новостном портале Молдовы Tribunа.md опубликована аналитическая статья под названием «Сепаратизм как угроза государственности и стабильности в стране».
Заместитель директора Института Эффективной Политики Кишинева, доктор исторических наук Руслан Шевченко долгие годы занимается проблематикой Приднестровского конфликта. Являясь автором более 950 статей и многих монографий, Р.Шевченко также затрагивает историю и истоки армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Интересны исследования ученого в сравнительном анализе двух до сих пор неразрешенных, болезненных для всех сторон конфликтов, которые являются наследием советского прошлого, как Молдовы, так и Азербайджана. В данной статье публикуются некоторые аспекты сходства и сравнительный анализ Нагорно-Карабахского и Приднестровского конфликтов на основе выдержек из статей Р.Шевченко.
Так, несмотря на различное геополитическое положение, историю, интересы государств, их окружающих, традиции, культуру и многое другое, между Нагорным Карабахом и Приднестровьем есть и очень много общих процессов, на первый взгляд, не бросающихся в глаза.
Во-первых, касаясь исторической стороны вопроса, это целенаправленное заселение Карабаха и Приднестровья уже в 19-первой половине 20 века представителями национальных меньшинств и последующая затем денационализация регионов. Так, еще в 1792 году численность молдаван в Приднестровье составляла более 50%, но после оккупации этой территории российскими войсками по итогам Ясского мира в Левобережье Днестра стали стекаться значительное число жителей Центральной России или восточных областей нынешней Украины. Уже в 1924 году численность коренного, молдавского населения сократилась до одной трети от общей численности населения. Сходная ситуация наблюдалась и в Карабахе: если еще в 1823 гг. численность армян в этом регионе была всего 9%, то в 1832 г. уже 35%, а в 1880 г. – 53%, наконец, на 1904 г. число армян уже составляло 58,2% жителей. Эти процессы в обоих регионах продолжились и в 20 веке. Различными были только причины заселения больших масс некоренного населения. Если в Приднестровье до 1917 г. речь шла только о необходимости «освоения» этих территорий некоренным населением, которые, как тогда считалось, слишком слабо заселены, а затем, в период советской власти – необходимостью быстрого восстановления сельского хозяйства и промышленности в условиях, когда почти вся интеллигенция и специалисты в разных областях эмигрировали на Запад, то в Карабахе ставка была сделана на другие рычаги. Первоначально это был религиозный аспект: царские власти не доверяли азербайджанцам, мусульманам по вероисповеданию, им были близки христиане, неважно, кто они были по национальности, и на них предполагалось сделать основную ставку. Роль этих христиан с блеском сыграли для царского режима армяне, которые стали последовательно вытеснять азербайджанцев с их исконных земель. Процесс этот продолжался и при советской власти, разве что без оглядки на религиозные отличия.
Во многом параллельно, в том числе даже хронологически, шло развитие карабахского и приднестровского конфликтов на рубеже 1980-х-первой половине 1990-х гг. Начавшись с массовых митингов против предоставления статуса государственного одному языку, а не двум – молдавскому (румынскому) и русскому, недовольство сепаратистов властями Молдовы быстро трансформировалось уже к концу 1989 г. в требования предоставить автономию Приднестровью и подчинить его непосредственно Москве. А так как местные власти региона не желали считаться с требованиями законных властей республики, то протесты быстро вылилось в активное сопротивление – уже в 1990-1991 гг. имели место многочисленные вооруженные столкновения молдавской полиции с незаконными вооруженными формированиями Приднестровья, пользовавшимися открытой поддержкой союзного руководства. В регионе был развязан террор и жесточайшие репрессии против противников сепаратистского режима. Сотни людей были уничтожены или пропали без вести и о их судьбе ничего не известно до сих пор.
Сходные процессы протекали в это время и в Карабахе, но носили более жестокий и кровавый характер. Уже с конца 1987- весны 1988 гг. в Карабахе начались массовые митинги сторонников сепаратизма против законных властей Азербайджана, при поддержке Армении начался террор против местных властей и рядовых жителей региона. В результате большая часть азербайджанского населения уже к концу 1989 г. оказалась силой вытеснена из Карабаха, а в регионе началась фактическая гражданская война между структурами законной власти Азербайджана и карабахскими и армянскими террористами, совершавшими сотни диверсий, многочисленные убийства мирных жителей (только в 1988-1992 гг. было совершено 304 армянских нападения и 1249 обстрелов территории Азербайджана из тяжелой артиллерии).
Почти синхронно с началом приднестровской войны, начавшейся 1 марта 1992 г. с нападения сепаратистов на отдел полиции в Дубэсарь, 26-27 февраля 1992 г. бандформирования Армении при поддержке 366-го полка Советской армии напали на город Ходжалы и разгромили его, убив 650 мирных жителей.
После июля 1992 г. и соответственно мая 1994 г. с подписанием соглашений, которые остановили кровопролитие, приднестровский и армяно-азербайджанский конфликты вошли в «замороженную фазу». Хотя властям Азербайджана удалось добиться в плане интернационализации конфликта значительно большего, чем Молдове – в частности, 4 резолюций Совета Безопасности ООН (№822, 853, 874, 884, принятых 30 апреля, 29 июля, 14 октября и 12 ноября 1993 г.), резолюции 1416 ПАСЕ (2005 г.), а также резолюции Генассамблеи ООН от 14 марта 2008 г., а также исключения карабахских сепаратистов из процесса переговоров (1997 г.), однако бандитский режим в Карабахе при открытой поддержке Армении продолжает существовать и сегодня, равно как и его приднестровский «аналог», который, кстати, с экономической точки зрения значительно сильнее карабахского.
В остальном развитие «замороженной» фазы конфликта тоже очень похоже. И в Приднестровье, и в Карабахе создан и успешно функционирует тоталитарный режим, жестоко подавляющий всякое и любое несогласие с ним. И в Приднестровье, и в Карабахе сепаратисты постоянно жалуются на «давление» и «санкции», которые якобы вводят законные власти против них, нагло пытаясь апеллировать при этом даже к международному сообществу. И в Приднестровье, и в Карабахе сепаратисты не желают и слышать ни о каком компромиссе с законными властями – Молдовы и Азербайджана на условиях восстановления территориальной целостности наших стран, боясь суровой расплаты за содеянные преступления.
Можно привести еще множество примеров явного, бросающегося в глаза сходства двух террористических режимов, существующих в приднестровском регионе Молдовы и законной территории Азербайджана – Нагорном Карабахе. Но и приведенные выше факты сопоставления казалось бы, очень разных, в двух разных регионах Земли, конфликтов между законными властями и сепаратистскими режимами, показывают крайнюю опасность сепаратизма для мира и благополучия на планете. Они доказывают, что сепаратизм не несет с собой ничего, кроме чудовищных трагедий, разрушения экономики, колоссальных человеческих и материальных потерь, неизгладимых моральных и психологических травм для целых народов на протяжении многих поколений. Поэтому всякое и любое государство должно беспощадно бороться со всякими и любым проявлением сепаратизма, как уничтожающего будущее целых стран и регионов. Только таким образом на нашей планете удастся восстановить мир и взаимопонимание между разными странами и народами.
http://tribuna.md/ru/2017/11/20/ru-сепаратизм-как-главная-угроза-госуд/